Концепция развития музея боевой славы и истории гимназии РУТ(МИИТ)
I. Введение
Музей гимназии — это структурное подразделение гимназии и квалифицируется как школьный музей образовательного учреждения.
Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления популяризацию материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.
По своему профилю музей гимназии является историческим музеем.
II. Содержание проблемы патриотического воспитания и обоснование необходимости ее решения средствами школьного музея
События последнего времени подтвердили, что социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала более заметной постепенная утрата нашим обществом российского патриотического сознания, падение интереса к истории своей страны. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам.
Деятельности школьного музея в создании системы патриотического воспитания принадлежит важная роль. Она предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей. Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, науки и культуры еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций.
III. Цели и задачи школьного музея.
Задачи музея:
- выявление и сбор предметов музейного значения в целях постоянного обогащения музейных собраний новыми поступлениями;
- всестороннее исследование информативной ценности поступивших музейных предметов и фиксация их исторической значимости;
- целенаправленное и объективное отражение в музейном собрании различных исторических процессов, событий и явлений в соответствии с профилем музея;
- создание условий, обеспечивающих полную сохранность культурных ценностей;
- активное содействие учебно-педагогической деятельности учащихся с использованием различных средств и форм научно - просветительной работы;
- участие в нравственном, эстетическом и патриотическом воспитании граждан, в повышении их общеобразовательного и культурного уровня.
IV. Совершенствование программы деятельности музея.
Организация деятельности музея во многом опирается на законодательные акты, включающие вопросы патриотического воспитания граждан Российской Федерации:
- Федеральный закон "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации " №54-ФЗ 1996 г. и т.д.
Программа развития музея предусматривает мероприятия по усилению противодействия искажению и фальсификации истории Отечества. В экспозиции школьного музея имеются подлинные материалы, которые раскрывают важнейшие этапы Великой Отечественной войны, боевой путь 6 - й дивизии народного ополчения. Основная работа нашего музея – информирование и сохранение боевых, культурных и педагогических традиций нашего народа. Они помогают расширять знания школьников об историческом прошлом и настоящем нашей Родины, воспитывать патриотизм и чувства уважения к ее истории.
Предполагается дальнейшая работа по развитию познавательных способностей детей. Учащиеся работают с литературой, справочниками, документами, знакомятся с архивными материалами, обращаются за помощью в сборе материалов к родственникам, ветеранам войны, учатся наблюдать, анализировать, обмениваются опытом, передают свои знания другим, приобретают навыки исследовательской деятельности, защищают свои проекты в рамках образовательного процесса в гимназии.
В числе важнейших мер предусматривается использование школьного музея в учебно-воспитательной работе с учащимися. Главная задача педагогического коллектива школы состоит в том, чтобы максимально использовать музей в учебно-воспитательном процессе. Опыт многих школ подтверждает целесообразность проведения уроков в самом музее с учетом его профиля или использования отдельных экспозиций в различных классах при изучении определенных тем учебной программы по истории. Документальные материалы, используемые на уроках, оживляют учебный процесс, наполняют его более конкретным содержанием, способствуют прочному овладению знаниями, оказывают большое эмоциональное воздействие на учащихся. Подлинные материалы музея гимназии помогают учителю истории в освещении важнейших периодов Великой Отечественной войны.